В соответствии с законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" принятым в 2009 году, при возведении сооружений ...
Популярные статьи
В помощь снабженцу
О некоторых градостроительных мерах борьбы с транспортным шумом. Часть 1
Транспорт оказывает многообразные воздействия на природу и, как и результат
любой деятельности человека, способствует изменению среды. Можно вспомнить хотя
бы о влиянии транспорта на размещение промышленных предприятий и, следовательно,
на превращение природной среды в антропогенную, имея в виду ускоренную урбанизацию
вокруг крупных транспортных узлов. Важно подчеркнуть, что среда трансформируется
за счет самого наличия транспортной инфраструктуры. Автомагистраль, железная
дорога, канал представляют собой разрыв не только в ландшафте, но и в жизни
фауны и флоры. Этот разрыв ощущается также в человеческих отношениях, в методах
землепользования и пр.
В настоящее время общепризнано, что шум, создаваемый транспортными средствами
(автомобильным и железнодорожным движением, а также самолетами), является одной
из самых серьезных экологических проблем современных городов, особенно крупных,
где около 80% шума создает автомобильный транспорт. Согласно одному из опросов,
проведенных в Лондоне, 36% населения жалуются на дискомфорт от автомобильного
шума, 9% – от самолетов и 5% – от железнодорожного транспорта. Другой опрос
показал, что 12% англичан относят шум к числу первых трех или четырех неотложных
проблем, стоящих перед страной [1].
Автомобиль является источником шума с уровнем не менее 80 дБ. При этом воспринимаемый
уровень шума у фасадов зданий изменяется в зависимости от интенсивности движения:
60 дБ является средней величиной для жилой улицы с местным движением, 70 дБ
– для транзитной магистрали, 80 дБ – для такой же магистрали, имеющей перекрестки
со светофорами, и 90 дБ – для самых напряженных транспортных перекрестков и
площадей.
Неудобства, связанные с железными дорогами, касаются населения и предприятий,
расположенных в непосредственной близости от путей. Шум от поезда составляет
90 дБ, но снижается до 85 и 75 дБ на расстоянии соответственно 7,5 и 30 м от
пути.
Шум от реактивного самолета достигает 115 дБ (125 дБ для сверхзвукового самолета)
на оси полета на протяжении первых 8 километров. Серьезность неудобств, вызываемых
аэропортами, зависит прежде всего от их расположения: уровень шума снижается,
если аэропорт размещен в стороне от жилых зон и запрещено строительство по оси
взлетной полосы (Стокгольм, Париж-Руасси), и увеличивается при расположении
аэропорта в пределах агломерации (Афины, Лос-Анджелес, Париж-Орли).
Считается, что порогом вредности является уровень шума 60 дБ. Можно выделить
три уровня вредности [1]:
психологическая вредность обусловлена шумом, который считается нежелательным,
вызывая раздражение и недовольство человека;
функциональная вредность обусловлена шумом, мешающим какой-либо деятельности
(работе, разговору, сну);
физиологическая вредность, воздействующая на слух человека (опасность глухоты
у людей при систематической подверженности шуму 75–85 дБ).
Кроме того, с шумом связывают рост нервных, сердечно-сосудистых, язвенных и
прочих заболеваний. “Человек выдерживает все, к чему испокон веков приучила
его природа: голод, холод, дожди и непогоду. Но постоянного грохота и шума он
вынести не может, ибо это противоестественно для его существа...” [2], поскольку
за два с половиной века (т.е. 8–10 поколений), прошедших с начала промышленного
переворота, человек не мог перестроить свой созданный природой организм.
Библиографический список
1. Merlin P. Geographie, economie et planification des transports. PUF, Paris,
1991.
2. Светличный Б.Е. Город в современном мире. М., Стройиздат, 1978.
3. Предтеченский М.В. Средства борьбы с транспортным шумом в населенных местах
// Механизация строительства. № 5, 1998.
4. Bruit et formes urbaines. CETUR, Paris, 1981.
5. Eksperymenty mieszkaniowe. Murator. No.7. 1997.